Муниципальное
общеобразовательное учреждение ВСОШ
№2
Методическая разработка
открытого урока по МХК (10кл.)
Тема урока:
«Символизм
Древнерусской иконописи»
Разработала
учитель МХК
1 квал.
категории
Ниваленова
Т.А.
Венгерово
2011г.
Описание методической
разработки
Аннотация
Урок по теме «Символика цвета в
русской иконе, влияние иконописной
традиции на литературу». (1 час), проводится
в 10 классе по программе Л. Рапацкой
(возможны варианты в зависимости от
используемой программы, возрастных и
интеллектуальных возможностей детей).
Методическая разработка посвящена
проблеме изучения влияния и взаимодействия
различных видов искусств, в частности,
иконописи и литературы. Данная методическая
разработка может быть полезна учителям
мировой художественной культуры,
истории, литературы, изобразительного
искусства.
Введение.
Тема урока на первый взгляд кажется
довольно узкой, однако, при более
детальном рассмотрении мы можем убедиться
в её многозначности и глубине. Иконопись
занимает особое место в искусстве России
и мировой культуре.
Сейчас интерес к
древнерусской живописи в
нашей стране необычайно велик,
и не менее огромны трудности ее
восприятия у тех, кто обращается к
ней сегодня. Их испытываю практически
все: и подростки, и взрослые,
причем даже люди, в остальном
хорошо образованные. Коренятся эти
трудности не просто в недостатке знаний
у отдельного человека, причина их
гораздо шире: каноничность иконы,
её необыкновенный, сверхсконцентрированный
символизм. Христианству на Руси чуть
более тысячи лет и такие же древние
корни имеет искусство иконописи.
Однако современные подростки
не сразу чувствуют особую красоту
древнерусской живописи. Педагогу подчас
приходится пробовать разнообразные
формы и методы работы. Предложенный
вариант урока с первых минут «включает»
ребёнка в сотворчество, в некотором
роде ставит на одну ступень с древнерусским
мастером.
На сегодняшний день проблема
преподавания основ православной культуры
актуальна не только для системы
образования нашего города, но и для
всего образовательного пространства
России, многонациональной страны, где
уживаются представители различных
религиозных конфессий. Задачи преподавателя
в данной ситуации - познакомить учащихся
с основами православной культуры, не
затрагивая религиозного мировосприятия
представителей других религий. Данная
методическая разработка отвечает
основному требованию современности –
толерантному сосуществованию народов
всех религий на территории одного
государства, с целью дальнейшего
процветания единой Родины – России.
На уроке, не затрагивая религиозный
убеждений, учащимися обсуждаются такие
понятия как Бог, божественный свет,
икона. Эти понятия встречаются учащимся
не впервые на данном уроке, но
рассматриваются несколько с иного
ракурса, позволяя постичь многообразие
их значений. Анализ стихотворений
Майкова, Волошина позволяет проникнуть
в мифологический смысл понимания
иконописи.
Наглядный материал на уроке
представлен при помощи компьютерных
технологий, однако наряду с презентацией
Microsoft Office
Power Point
используются и традиционные методики.
Большое влияние на эмоциональное
состояние школьников оказывает горящая
свеча: создают особое настроение,
настраивает на творческую работу.
Информационно-компьютерные технологии,
органично соединяясь с традиционными,
не только вносят в урок свежую струю,
но и качественно изменяет его, так как
изменяются способы передачи учебного
материала.
Тема
урока:
Символизм
Древнерусской иконописи.
Цели урока:
образовательные:
развивающие:
углубить
представление учащихся о православии
развивать
исследовательские способности в области
искусства
развивать
у учащихся навыки работы в группах
воспитательные:
воспитание
толерантности,
формирование
нравственных ценностей
воспитание
эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный
(совершенствование знаний, умений,
навыков; изучение нового материала).
Форма обучения: групповая.
Методы работы: наглядно-иллюстративный,
метод самостоятельно-познавательного
действия, исследовательский, проблемный
метод в обучении, эвристическая беседа
Место урока в учебном плане: урок
раздела « Художественная культура
средних веков. Византия и Древняя Русь».
Оборудование: свечи, форфоровые
чашечки для тушения свечей, акварельные
краски, кисти, бумага, компьютер;
мультимедийный проектор. На уроке
используется презентация PowerPoint .
Оформление доски: тема, эпиграф
справа: «Не плоть, а дух делает человека
человеком» (Л.Фейербах).
Плакат с нарисованными свечами и
прорезями в них для нарисованных
учениками язычков пламени.
Приобретаемые навыки детей:
- навыки индивидуальной самостоятельной
деятельности,
- активизация познавательной
деятельности.
- вовлечение учащихся в освоение
материала урока через поставленные
проблемы (проблемный метод в обучении).
- развитие навыков поисково-исследовательской
деятельности
Особенности
роли учителя:
Учитель
ведет урок, определяет цели, координирует
процесс разрешения проблем урока,
организует групповую и индивидуальную
деятельность учащихся, осуществляет
рефлексию.
Ход
урока
-
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
минуты
|
1
|
Организационный момент
|
Взаимное
приветствие учителя и учеников,
проверка готовности учащихся к уроку.
|
Готовность класса к работе.
|
1
|
2
|
Объявление темы и целей
урока
|
Подготовить к
восприятию нового материала, выявлению
неизвестного. Создание
проблемной ситуации, позволяющей
убедиться в необходимости изучения
новой темы.
На доске эпиграф: "Не
плоть, а дух делает человека человеком”
(Л.Фейербах).
Сегодняшний урок
будет посвящён Древнерусской иконописи.
Взгляните на икону. Что мы знаем о
ней, можем ли понять, прочитать икону?
Согласитесь, что нам часто трудно
понять что там изображено. Но наверно
все догадываются что это особый мир
со своей символикой. Поэтому тема
сегодняшнего урока звучит так:
Тема урока:
Символизм Древнерусской иконописи.
Цели
урока:
И начнём мы наш
разговор с практического задания.
Зажжение свечи
|
|
1
|
3
|
Техника безопасности
|
Но сначала, необходимо вспомнить о
технике безопасности. Для того чтобы
затушить свечу необходимо накрыть
ее фарфоровой чашечкой.
|
Учащиеся самостоятельно зажигают
свечи, после окончания работы тушат
их при помощи фарфоровых чашечек.
|
1
|
4
|
Выполнение творческого
задания, рисование
|
Понаблюдайте за
пламенем свечи.
На ваших столах находятся краски,
кисти, заготовка пламени свечи.
Пожалуйста, попробуйте изобразить
пламя горящей свечи на своих заготовках.
Подумайте, в какой цветовой гамме
можно изобразить свет. Оставьте пламя
на столах в сторонке, оно вам понадобится
в конце урока.
|
Наблюдение за горящей свечой и
изображение пламени желтыми оттенками
|
2-3
|
5
|
Актуализация опорных знаний
учащихся Эвристическая
беседа
|
Какие оттенки цвета
встречаются в ваших работах? Почему?
|
желтый
|
2
|
Скажите, с чем
ассоциируется свет у всего живого?
|
с солнцем, с огнём
|
Как
воздействует свет на человека, что
получает человек от света?
|
тепло,
спокойствие, умиротворение
|
Сейчас мы говорили
о свете физическом, но существует
понятие «духовный свет». Что это
значит, с какими понятиями мы связываем
это словосочетание?
|
вера, Бог,
Иисус, красота, христианство
|
Можем ли мы изобразить
духовный свет, веру?
|
не можем,
т.к. Бога никто не видел; можем, иконы
|
6
|
Объяснение
учителя
|
Поэтому на
иконах изображают символы. Древнерусская
живопись полна религиозных символов.
Это условные знаки, образы, за которыми
скрываются сложные религиозные идеи
и представления. Без их знания
невозможно прочтение иконы.
Итак на иконах
больше всего мы видим желтых, теплых
оттенков. Иконописная
мистика – это прежде всего солнечная
мистика. Как бы не были прекрасны
другие небесные цвета, золото солнца
– это чудо из чудес. Все краски
находятся по отношению к нему в
некотором подчинении. Он один обозначает
центр божественной жизни, а все прочие
– её окружение.
ЗОЛОТОЙ
ЦВЕТ
Божественный цвет в нашей
иконописи носит название «ассиста».
Ассист никогда не имеет вида сплошного
массивного золота, это как бы эфирная,
воздушная паутинка тонких золотых
лучей, исходящих от Божества.
|
|
2
|
7
|
Постановка проблемы
|
У вас на столах есть
таблица символика цвета (приложение
1), используя ее, попробуйте объяснить
цвет на иконе Владимирская Богоматерь.
Дело в том, что цвет ее покрывала,
редко встречающийся на иконах.
Покрывало темно-лилового цвета, что
символизирует этот цвет, которого
нет в таблице? Какие цвета входят в
этот цвет?
|
Скромность, симпатия,
страдание. Образован красным и синим
цветами и соединил в себе знак духовного
пламени и внутренней жизни с идеей
бессмертия. Символ воскресения и
вечной жизни.
|
3
|
8
|
поисково-исследовательская
деятельность
|
Кроме цветовой
символики в иконописи используют
другие законы изображения отличные
от живописи. Проведем исследование
Отличия картины и иконы. На столах у
вас есть таблица, которую необходимо
заполнить. Каждая группа исследует
свою тему.
На столах для работы групп необходимые
репродукции икон и картин. Необходимо
сравнить принципы изображения картины
и иконы (приложение 2)
|
Учащиеся заполняют
таблицы по группам:
1 . Главная задача
2. По каким законам
строится изображение
3. Принцип изображения
пространства
4. Источник света,
5. Какую функцию несет
цвет
6. Как показано время
|
5
|
9
|
физминутка
|
Прежде чем приступить к результатам,
давайте встанем и сделаем разминку.
Упражнения для плечевого пояса.
|
Ученики выполняют упражнения на
разминку плечевого пояса
|
1
|
10
|
Представление результатов
поисково-исследовательской деятельности
|
Во время выступления учащихся
демонстрирую презентацию, по которой
каждая группа озвучивает свою работу
для подтверждения и закрепления
результатов исследования (приложение
4)
|
Во время выступления разных групп
учащихся класс заполняет таблицу
|
16
|
11
|
Контроль и самопроверка
знаний
|
Необходимо ответить на вопросы
теста. По окончанию работы демонстрирую
ответы теста в презентации.
|
учащиеся заполняют таблицу-тест
для контроля усвоения знаний, полученных
на уроке. Затем сверяют ответы и ставят
себе оценку.
|
3
|
12
|
Домашнее задание
|
Запишите д/з в дневники. Дома
попробуйте приготовить анализ
символики иконы Андрея Рублева
«Троица». Подумайте, какую идею хотел
передать Рублев этой иконой. Изображение
иконы есть в учебнике.
|
|
1
|
13
|
Просмотр фильма
|
А теперь давайте посмотрим пример,
как искусствоведы анализируют икону.
Демонстрирую фильм «Богоматерь
Донская»
|
|
3
|
14
|
Итог урока
|
Подведем итог урока.
Целью нашей работы
было:
Итак, сравнив картину и икону, мы
поняли, что икона является символом
духовного общения человека с высшим
идеалом нашей культуры, с Богом. Она
является как бы окном в мир света.
Христианин поклоняется не иконе, а
тому свету, который обозначен на иконе
принятыми символами. Верующие молятся
не иконе, а перед иконою. Именно в их
творениях сказались мечты русского
народа о самом хорошем человеке и об
идеальной человеческой красоте
духовной, нравственной. Мы видим, что
христианские образы в искусстве
служили символами высокой
одухотворенности. Такие символы веры,
выраженные в прекрасных образах,
поддерживали русский народ в дни
испытаний. Не случайно образ св.
Георгия стал символом герба русского
народа. Так как выражает идею надежды
на победу добра над злом. Вот как
сказал наш современник поэт Андрей
Белянин в своем стихотворении:
зачитываю отрывок стихотворения
«Святой Георгий».
|
|
2
|
15
|
Самоанализ урока
|
Заканчивая урок, я прошу вас, если
вы считаете, что вам было комфортно
вместе работать, и вы хоть немного
теперь понимаете иконографию, то
уходя с урока, вставьте свое
нарисованное пламя в нарисованную
свечу на доске, зажгите виртуальный
огонек. Спасибо вам ребята за
плодотворную работу! Урок окончен.
|
|
1
|
|